Рецепты приготовления разнообразнейших красок
20.04.2016
Их содержание - смешение апокрифов и народных воззрений, легенд. К ним относятся «Стих о книге голубиной» (глубинной), источниками которой были и «Беседа трех святителей», и «Книга Бытия», и апокрифы, народные сказания и предания, легенды. «Книга голубиная» - по существу своеобразная малая энциклопедия народных представлений о мироздании.
«Прение Панагиота с Азимитом», переделка «Книги Еноха праведного», есть не что иное, как перевод византийского народного памфлета XIII столетия. Перевод на славянский был сделан в Сербии и попал на Русь не ранее XVI в.
Произведение «Четыре беседы кесария, или вопросы Сильвестра и ответы преп. Антония» первоначально было переведено на болгарский с византийского в X в. и вошло затем в «Хронику» Амартола, «Толковую Палею», летопись Нестора как источник по космографии и физиологии.
«Беседа трех святителей» относится к памятникам отреченной литературы. Здесь в виде беседы Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста даются ответы на вопросы о луне, воздухе, громе и молнии, звездах, землетрясениях. Это попытка примитивно-поэтического толкования мироздания по «священному писанию». Будучи одним из основных источников для «Стиха о книге голубиной», «Беседа» имела весьма сложный состав.
Масса «отреченной литературы», ходившей на Руси и пользовавшейся большой популярностью у всех слоев русского общества, в силу своего «народного» гадательного истолкования сложных понятий «священного писания», издавна привлекала исследователей. Вся эта литература была внесена в списки (индексы) запрещенных книг, и списки эти русская церковь постоянно обновляла по мере появления на Руси того или иного подобного произведения. Нас интересует именно та литература, где говорится об астрологии и астрономии, метеорологии и медицине: «Слова о твари и дни, рекомеи неделя», «Тре-петники», «Громники», «Лунники», «Планетники», «Беги Небесные», «Острология», «Мартолой», «Книга Еноха праведного», «Аристотелевы врата», «Тайная тайных», «Рафли», «Звездочетец», «Воронограй», «Зодий», «Лопаточник», «Колядник», «Молниянник», «О часах добрых и злых», «О лунных днях», «Окружение месяца», «Зелейник», «О всей твари» и т. д. и т. п. Особенно много появилось их в XVI-XVII вв., причем большинство их было западноевропейского происхождения. Кроме того, они полностью или частично входили в состав многочисленных сборников XVI-XVIII вв.
20.04.2016 Примитивное толкование
20.04.2016 Внимание исследователя
20.04.2016 Деление на «верных» и «неверных»
20.04.2016 Знания практиков
20.04.2016 Новгородский архиепископ Геннадий
20.04.2016 «Азбуковники» XVI и XVII вв.
20.04.2016 Христианское смирение на индивидуальных примерах
20.04.2016 Древние поляне
20.04.2016 Группа источников по географии
20.04.2016 Фиксация времени
20.04.2016 Древние языческие символические сказания
20.04.2016 Заимствование процесса
20.04.2016 Крупные метеориты и болиды
20.04.2016 Большое число информаторов
20.04.2016 Образование централизованного Русского государства
20.04.2016 Русские ремесленники
20.04.2016 Псковское летописание
20.04.2016 Город-республика
20.04.2016 Кропотливость работы с разнородными текстами
20.04.2016 Хорошее знание високосного года