Образование централизованного Русского государства
20.04.2016
За подтверждением своей точки зрения летописцы не раз обращаются к летописям, хронографам и евангелию. Так, описывая частное затемнение Луны в 1284 г., летописец отмечает: «древние хронографы глаголют, яко знамение несть на добро». Подобным же образом при описании кометы 1402 г. летописец ссылается на авторитет евангелия: «якоже... в евангелии рече». Подобные ссылки на авторитеты «священного писания» или «отцов церкви» весьма характерны для того времени и должны были в глазах читателя быть неопровержимыми свидетелями «правоты» летописца.
Формулировки «на добро», «на зло» весьма распространены в литературе того времени и отражают постулаты церкви о различного рода явлениях природы, которыми якобы бог предупреждает людей о должных последовать «карах» или «добре». Абсолютно четких градаций не могло быть, ибо сплошь и рядом явление «на зло» не приводило ни к каким несчастьям, и наоборот. Тут уж приходилось выходить из положения при помощи многочисленных ссылок на различного рода привнесенные обстоятельства. Однако общая установка, которую трактовали летописцы, гласила однозначно: «знамениа бо в небеси или в звездах или в солнци... или атером чим не благо бывает, но знамениа сица на зло бывает» и. При несовпадении теории и результатов явления объявляли, что «обратил бог знамение то в добро». Конечно, сама по себе модификация христианских постулатов в зависимости от реальности происходящего весьма любопытна, но быть объектом детального исследования вряд ли достойна (в данном исследовании).
Во всяком случае по традиции еще с времен язычества искали на небе и в явлениях природы знаки, «указывающие» на возможность того или иного события в жизни государства, княжества и отдельной личности. То, что шло это еще от язычества с его своеобразным толкованием различного рода явлений астрономического характера, подтверждается ранними летописными записями.
20.04.2016 Заимствование процесса
20.04.2016 Знания практиков
20.04.2016 Атмосферное явление в 1475 г.
20.04.2016 «Беседа трех святителей»
20.04.2016 Русское летописание
20.04.2016 Псковский летописец
20.04.2016 Истолкование еврейских, польских и «малоросских» слов
20.04.2016 Потенциальные возможности
20.04.2016 Явление природы «священным писанием»
20.04.2016 Группа источников
20.04.2016 Большое число информаторов
20.04.2016 Фиксация времени
20.04.2016 Христианское смирение на индивидуальных примерах
20.04.2016 Хорошее знание високосного года
20.04.2016 Русские справщики
20.04.2016 Изображение фигуры
20.04.2016 Псковское летописание
20.04.2016 Отрывки из произведений Василия Великого
20.04.2016 Солнечное затмение
20.04.2016 Распространение грамотности
|