Понимание сценической среды в начале 20-х годов
22.03.2017
Во французском театре крэговское понимание сценической среды в начале 20-х годов получило претворение в шекспировских спектаклях Ж. Питоева «Гамлет» и «Макбет», в которых он выступал в качестве одновременно и режиссера, и художника, и исполнителя главной роли. Задумывая оформление «Гамлета» (1920), Питоев попытался использовать крэговский принцип движущихся и изменявших конфигурацию сценического пространства ширм. Только в роли ширм здесь должны были выступать серебристые стены-щиты, имитировавшие стальную фактуру. Однако в процессе реализации замысла Питоев также был вынужден отказаться от их движения: стальные стены-щиты предстали перед зрителями в статичной, единой для всего спектакля композиции, создававшей вокруг героя враждебный ему геометризированный холодный мир. Особо важное значение для Питоева имела символика цвета: одетый в черный костюм Гамлет стремился к красоте и чистоте, олицетворившимся в этой «атмосфере стали» конфликтно противостоявшим ей белым цветом. Белый цвет характеризовал облик безумной Офелии, а в финале - тему Фортинбраса. «Когда в конце трагедии белые солдаты Фортинбраса поднимали темного Гамлета на вытянутых руках, объяснял Питоев свое решение, ... Гамлет освобождался тогда от ужасного мира, который в течение всей жизни давил на него своей тяжестью». Стесняетесь волосиков над верхней губой? Решить проблему поможет удаление усиков. После такой процедуры вы избавитесь от нежелательной растительности.
Единый образ сумрачной, трагически напряженной, таящей в себе опасность сценической среды показал Питоев и в «Макбете» (1921). Нависавшие тяжелые своды и мощные стены образовывали замкнутое, придавленное пространство, в котором происходило драматическое противоборство экспрессивных света и тени. Действие разворачивалось под низкими деформированными сводами криволинейной формы, поднималось ступенями на станок, уходило по крутой лестнице куда-то вверх, к подразумеваемому, но невидимому небу, или, напротив, спускалось в черное подземелье, воспринимавшееся зрителями как «ров, могила, из которой, увязнув по пояс в бесчестии и преступлении, леди Макбет и Макбет будут пытаться ускользнуть, вырваться, сбежать и которая, в конце концов, поглотит их...».
20.04.2016 РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
20.04.2016 Кропотливость работы с разнородными текстами
20.04.2016 Русские ремесленники
20.04.2016 Формулировки «на добро»
20.04.2016 «Азбуковники» XVI и XVII вв.
20.04.2016 Глаза внимательных наблюдателей
20.04.2016 Слова о наблюдении звезд и месяца
20.04.2016 Русские справщики
20.04.2016 Рецепты приготовления разнообразнейших красок
20.04.2016 Примитивное толкование
20.04.2016 Неожиданные выводы
20.04.2016 Процесс внедрения новой религии
20.04.2016 Древние поляне
20.04.2016 Явление природы «священным писанием»
20.04.2016 Русское летописание
20.04.2016 Псковское летописание
20.04.2016 Христианское смирение на индивидуальных примерах
20.04.2016 Русское летописание
20.04.2016 Атмосферное явление в 1475 г.
20.04.2016 Деление на «верных» и «неверных»
|