Роковое слово
14.12.2016
Присмотримся к тому, в какое мгновение музыкально-сценического действия вступает ксилофон. Он как бы подтверждает (троекратно), скорбное предчувствие Йенуфы, что, если засохнет цветок, погибнет и ее счастье. Он вторит ее горестному вздоху при словах, что канул в воду ее бедный ум. Здесь звучание ксилофона приобретает зловещий характер. Ксилофон вступает вновь, когда по просьбе Лацы старик точит на бруске его нож, которым тот в приступе ревности изуродует лицо Йенуфы. После ссоры Лацы с девушкой ксилофон сопровождает слова Лацы о том, какой невесткой будет для него Йенуфа. Здесь образ мельницы приобретает новый смысл: Лаце суждено оказаться работником на ней, если Йенуфа выйдет замуж за Штеву. Ансамбль «Каждой паре нужно свое горе пережить» завершается звуками ксилофона. И они возникают снова после сцены Йенуфы со Штевой, восхваляющим красоту девушки, ее румяные, как яблоки, щеки, предвещая несчастье, и тогда, когда у Лацы, взглянувшего на кривой, остро отточенный нож, рождается мысль изуродовать лицо Йенуфы.
Думается, что приведенные примеры подтверждают вывод, что ритм и звучание ксилофона выполняют эмоционально-действенную роль, знаменуя неотвратимость роковых событий. А связь этого звукового образа с мельницей, символизирующей если не богатство, то достаток,- создает и третий план, напоминая о пропасти между Лацой, Йенуфой и кулацким сыном Штевой. Проблемы с автомобилем? Загляните в круглосуточный шиномонтаж. Профессиональные специалисты выполнят все работы максимально быстро и качественно.
Едва ли мы ошибемся, сказав, что подобного применения ксилофона до Яначека музыка не знала. Чаще всего он использовался как средство звукоподражания, создания образов фантастического и гротескного характера. Вспомним «Пляску смерти» Сен-Санса, где ксилофон имитирует стук костей. Это один зловещий полюс; другой - сказочный - выступает в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Бабе-Яге» и «Кикиморе» Лядова. Известную аналогию может представить и симфоническая картина (полет ведьмы), предваряющая второе действие оперы «Гензель и Гретель» Э. Хумпердинка.
20.04.2016 РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
20.04.2016 Кропотливость работы с разнородными текстами
20.04.2016 Русские ремесленники
20.04.2016 Формулировки «на добро»
20.04.2016 «Азбуковники» XVI и XVII вв.
20.04.2016 Глаза внимательных наблюдателей
20.04.2016 Слова о наблюдении звезд и месяца
20.04.2016 Русские справщики
20.04.2016 Рецепты приготовления разнообразнейших красок
20.04.2016 Примитивное толкование
20.04.2016 Неожиданные выводы
20.04.2016 Процесс внедрения новой религии
20.04.2016 Древние поляне
20.04.2016 Явление природы «священным писанием»
20.04.2016 Русское летописание
20.04.2016 Псковское летописание
20.04.2016 Христианское смирение на индивидуальных примерах
20.04.2016 Русское летописание
20.04.2016 Атмосферное явление в 1475 г.
20.04.2016 Деление на «верных» и «неверных»