Русская православная церковь
20.04.2016
При дворе великих князей собираются книги, и исследователи ставят вопрос о поисках великокняжеских библиотек, в том числе той, на которую ссылается переводчик «Изборника Святослава». Учитывая политическую и культурную роль Киевского государства в тогдашнем мире, можно представить себе значимость и уникальность подобных собраний. Именно в Киеве, в Киево-Печерской лавре, сосредоточивается один из центров письменности и грамотности Руси тех времен; киевлянка Анна Ярославна, уехавшая в Париж, была по тем временам исключительно образованная женщина. Что касается огромной массы основного населения громадного русского феодального государства, то отсутствие грамотности, редкость книги, ее значительная дороговизна, а также весьма сильные симпатии к язычеству были барьером, надолго задержавшим проникновение книги в эту среду. Лишь в определенной степени эти грамотеи составили великокняжескую администрацию. А большинство их готовилось к роли новых вероучителей и распространителей христианства, к умению читать богословскую литературу и с помощью этого «оружия» искоренять язычество. Они становились ревностными проводниками новой идеологии феодального класса. Эта неизбежность сосуществования длительное время язычества и христианства еще более располосовывала классы древнего русского общества. И это же было причиной своеобразного сосуществования значительно противоположных представлений об окружающем мире, в частности и в области астрономии. Процесс внедрения новой религии был весьма сложен, ибо подчас, будучи в официальной жизни ревностными приверженцами буквы новой религии, отдельные представители даже великокняжеской фамилии в быту окружали себя, даже не задумываясь, языческой символикой и продолжали исповедовать язычество в различных его проявлениях: солнце и луна на потолках их хоромов улыбались человеческими ликами, носили они различного рода амулеты-обереги (и кресты - символ солнца), украшения с языческой символикой и, верили в дурной глаз, наговор ведуний и знахарей, в зависимость своей жизни от расположения светил; еще держались в княжеской среде языческие культы рода и земли (неделимость земли, как и рода; чтили ее, ибо в ней находились деды...).
20.04.2016 Большое число информаторов
20.04.2016 Памятники материальной культуры
20.04.2016 Рецепты приготовления разнообразнейших красок
20.04.2016 Слова о наблюдении звезд и месяца
20.04.2016 Пожирание солнца чудовищем
20.04.2016 Хорошее знание високосного года
20.04.2016 Псковское летописание
20.04.2016 Русское летописание
20.04.2016 Группа источников
20.04.2016 «Беседа трех святителей»
20.04.2016 Группа источников по географии
20.04.2016 Путешествие Трифона Коробейникова
20.04.2016 Русские справщики
20.04.2016 Древние языческие символические сказания
20.04.2016 Распространение грамотности
20.04.2016 Изображение фигуры
20.04.2016 Атмосферное явление в 1475 г.
20.04.2016 Успехи естественных наук
20.04.2016 Явление природы «священным писанием»
20.04.2016 Псковский летописец
|