Известный бюст Толстого
22.03.2019
Со скрещенными на груди руками при относительно небольших размерах поражает величавой силой. Здесь в отличие от жанровой статуэтки акцент перенесен на изображение духовного мира человека. С изрытой буграми и впадинами поверхностью, контрастами светотени и угловатым силуэтом портрет Л. Н. Толстого служит как бы олицетворением неспокойной и трудной работы человеческой мысли. Характер Толстого, значение его личности обрисованы необыкновенно рельефно.
Сколь ни велика была в творчестве Трубецкого роль натуры, он считал, что портрет не должен быть ее простым повторением. «В глине или на полотне, — говорил он, — я передаю идею данного человека, то общее, характерное, что вижу в нем». Об этом еще в большей степени, чем бюст Толстого, свидетельствует портрет Ф. И. Шаляпина. Мысль, которая лежит в основе этого произведения и которой определяется его решение, — вдохновение артиста. В работе над портретом Шаляпина Трубецкой решительно отошел от жанровости. Он не побоялся трактовать портрет несколько приподнято, с оттенком идеализации, почувствовав в Шаляпине горделивую силу гения. Нужны гостиничные чеки? Закажите необходимый документ на http://spr-v-msk.com/kupit-gostinichnye-cheki.html и он будет готов в кратчайший срок.
В ряду других работ Трубецкого отличительная особенность этого портрета — широта и масштабность образа. Портрет строится на соотношениях больших форм и объемов, не раздробленных светотенью. В нем ясно обозначены линии перехода от камерной скульптуры к монументальной, осуществленного Трубецким в его творчестве в целом. Проектируя памятник Александру III, Трубецкой, начавший, как обычно, с маленького этюда, естественно, подчинился в дальнейшем требованиям большой пластической формы. Метод Трубецкого включал некоторые особенности, которые облегчали мастеру возможность решать задачи монументальной скульптуры. Многим его произведениям присущи и широта обобщения, и чувство архитектоники, и понимание пространственной выразительности силуэта. Трубецкой умел сохранять впечатление целого — и это прямо сказалось при создании памятника.
|